Краудфандинговые площадки

Краудфандинг представляет собой механизм привлечения финансирования, направленного на поддержку бизнеса, реализацию продукта, проведения мероприятий и т. д. При этом финансирование осуществляет большое количество лиц   спонсоров. Существует три его модели по виду вознаграждения для спонсора:

  • пожертвование, не предусматривающее вознаграждения;
  • модель Кикстартера – получение нефинансового вознаграждения;
  • краудинвестинг – финансовое вознаграждение.

Краудфандинг позволяет избежать участия бирж, фондов и банков в процессе получения финансирования. Особое значение имеет личная заинтересованность спонсора.

Краудфандинговая платформа – это площадка, используемая для размещения и продвижения соответствующих проектов в интернете. Она представляет собой специализированный сервис для размещения идей. Платформа обеспечивает юридические и финансовые аспекты. Кроме того, она облегчит взаимодействие участников и помогает в продвижении.

Стоит отметить три главные роли участников на площадке. Это автор проекта, куратор и спонсор. Краудфандинговые платформы позволяют выступать кураторами любым организациям, которые заинтересованы в поддержке проекта. Подразумевается предоставление технических средств, помещения, оборудования и спонсирование рекламной кампании.

Краудфандинговые платформы включают в себя систему создания проекта. В ней имеются данные о стоимости и сроках реализации проекта, его описание, наличие вознаграждений, видеопрезентация, а также сведения об авторе и привязка к банковскому счету.

Большинство ресурсов имеют социальную составляющую: зайти на сайт можно с помощью аккаунта в определенной социальной сети, а также автоматически указывается информация о друзьях, которые также зарегистрированы на площадке. Пользователь имеет возможность следить за активностью других участников, а также получать уведомления о проектах, созданных или профинансированных ими. Краудфандинговая платформа позволяет общаться с автором понравившегося проекта.

Виды краудфандинга:

  • Все или ничего – сумма переводится создателям проекта, только если достигнута заранее определённая денежная цель. Если цель не достигнута, деньги возвращаются спонсорам.
  • Оставить все собранное – все собранные средства (за исключением комиссии) отправляются создателям проектов, несмотря на то, была достигнута цель или нет. Если авторам проекта не хватает средств на запуск, они сами ответственны за возвращение средств спонсорам.
  • Награда – собранная сумма становится наградой для команды, готовой взяться за проект.
  • Сделка со свободной ценой – спонсоры сами определяют цену уже созданного продукта (аудиозаписи или книги).
  • Благотворительность

Правила краудфандинга, общие для всех площадок:

  • Четко заявленная цель.

    Публичный расчет всех расходов, которые предлагается покрыть с помощью пожертвований. Тезис "Деньги лишними не бывают" тут категорически не годится, потому что жертвователи могут направить средства и на другие благотворительные нужды.

  • Прозрачный ход сбора.

    Информацию нужно сделать общедоступной. Не только для тех, кто уже сделал взнос, но и для тех, кто только собирается принять решение. Гласность и прозрачность.

  • Перед тем, как публиковать реквизиты, их нужно тестировать.

    При попытке перевода денег на определенный счет система может выдать сообщение, что получатель анонимен. Это наводит жертвователя на мысль, что перевод хорошо бы сделать с протекцией.

  • Помощь бывает не только денежной

    Среди людей, сочувствующих проекту, могут оказаться и потенциальные рекламодатели, и менеджеры рекламных агентств, способные включить проект в свои медиапланы, и владельцы посещаемых площадок, которые могли бы помочь с привлечением аудитории.

  • Matching

    Многие западные благотворительные структуры предъявляют соискателям грантов одно и то же условие: покажите нам matching funds   те деньги, которые в ваш проект вкладывают другие спонсоры. Наличие у грантодателя сторонних партнёров, верящих в этот проект и готовых в него вкладываться, служит залогом его реальности и состоятельности. В случае с краудфандингом значение имеют не привлеченные партнеры, а усилия команды, предпринятые для извлечения максимального КПД из пожертвованных денег.

К сожалению, не все имеющиеся в интернете краудфандинговые площадки функционируют безупречно. Многие из них так и не вышли из стадии тестирования, многие не смогли достичь нужного уровня популярности, чтобы обеспечить существенные объемы финансирования. Ниже представлена выборка работоспособных площадок.